Кстати, у каждой гармошки свой характер. Разница особенно ощущается, если инструмент ручной работы. В каждый из них мастер вкладывает душу и старается внести что-то свое. Вот и получается, что гармони отличаются по звучанию. На одной так и тянет сыграть разу
– Бывало, в пляс пускались и гости музея, – смеется Михаил Слизкий. – К тому же я частенько подыгрываю на гармони для кафедры этнографии и фольклора. Там народные танцы изучают, а я аккомпанирую. Играю студентам польки, кадриль.
Он достает инструмент и заводит бодрую кадриль. Вся комната наполняется звуком, и ноги сами просятся в пляс. Как оказалось, не у меня одной.
– Гармошка любит, чтобы на ней играли. Она тогда лучше звучит. Поэтому я частенько достаю инструменты с полок. Если в музей никто не приходит на экскурсии или занятия, то могу и целый день провести с гармонью. Давайте сыграю вам на петроградской трехрядке, – предлагает Михаил Иванович.
Самое приятное, что музей гармони отличается от тех, где экспонаты хранят за стеклом и прикасаются к ним только в перчатках. Здесь инструменты под колпаком не держат, наоборот, можно услышать звучание любой гармошки. Сам Михаил Иванович периодически растягивает меха каждого инструмента.
Экспонаты под колпаком не держат
Зато теперь в квартире стало просторнее. Здесь осталось только несколько самых любимых инструментов. Почти всю свою коллекцию Михаил Слизкий перенес в здание Белорусского государственного университета культуры и искусств, где и был основан музей гармони. Тем более в последние годы гармошек стало так много, что дома для них пришлось бы выделить отдельную комнату. А так в музее на широких стеллажах расположилось почти все, что было собрано за последние двадцать лет: баяны, аккордеоны, бандонеон, гармони, губные гармошки…
– До сих пор вспоминаю, как открываю дверь домой, вхожу с новым экспонатом, а жена тяжело вздыхает: мол, опять принес… – улыбается Михаил Иванович.
На протяжении тринадцати лет Михаил Слизкий хранил все инструменты дома. С каждым годом их становилось больше и больше. Инструментами были забиты даже спальня и балкон. Можно только представить, как мирилась с такими «соседями» супруга Михаила Ивановича: мало того что на их покупку приходится тратить деньги из семейного бюджета, так они еще и захламляют квартиру. Но сам Михаил Слизкий заверяет, что даже тогда жена мирилась с его увлечением, хотя и не скрывала эмоций, когда очередная гармонь отвоевывала себе место в квартире.
Первый экспонат коллекции появился у него еще двадцать лет назад. То была шуйская «Чайка», которую Михаил Иванович взял у соседа. Еще один инструмент изготовил на заказ мастер из Молодечно. А потом понеслось-поехало. Сначала Михаил Слизкий сам пополнял коллекцию, даже объявления в газету давал. Потихоньку подтянулись знакомые, стали подсказывать, где можно найти новую гармонь. Многое приходилось покупать, некоторые интересные экспонаты Михаилу Ивановичу подарили.
– Я прихожу в музей и первым делом приветствую: «Здравствуйте, мои хорошие!» – признается Михаил Слизкий. – А уходя, выключаю свет и прощаюсь: «Ну, до свидания, до завтра».
Проникли даже в спальню
Основатель музея гармони в Минске Михаил Слизкий собрал коллекцию из более чем ста баянов, гармошек и аккордеонов. Долгое время все экспонаты он хранил дома, но в последние годы перевез коллекцию в Белорусский государственный университет культуры и искусств, где можно увидеть раритетные и уникальные инструменты и услышать звучание любого из них.
Опубликовано admin в 28 Октябрь, 2010 - 16:40.
Музей гармони основал коллекционер Михаил Слизкий
Сегодня вторник, 5 февраля 2013
Музей гармони основал коллекционер Михаил Слизкий | Знамя юности
Комментариев нет:
Отправить комментарий