ДАЛЕЕ:Pчто есть в музыке Тэйлора,Pа точнее — чего в ней нет, и как с этим жить.P
Сразу скажу, что мои записки — это не журналистское описание творческого пути Тэйлора или «научная» попытка обоснования этой фигуры в какой-либо стилевой категории (например, во фри-джазе); это ни в коей мере не музыковедческий анализ этой музыки: пусть всё это делают другие. Это лишь мысли музыканта, слушателя, делающего открытия и изменения в своей копилке музыкальных ценностей и этим ограничивающегося.
Я долго сомневался, стоит ли пытаться писать о том, чем долгое время всерьёз не интересовался. Случайно мне в руки попал диск с концертными записями Сесила Тэйлора (Cecil Taylor) 80-х — 90-х годов прошлого века, и я вспомнил, что несколько лет назад слушал концерт его дуэта с барабанщиком Тони Оксли (Tony Oxley)… То, что мне тогда показалось совершенно бессмысленным звукоизвержением двух именитых музыкантов, теперь, при многократных прослушиваниях записей, потребовало какого-то разбора, систематизации (хотя бы для самого себя), попытки понимания смысла этого рода музыки.
Новое приходит с появлением больших талантов, когда предыдущее полностью или частично исчерпало себя. Так было в классической, «серьёзной» музыке разных эпох, и это в огромной степени касается джаза. Различие между этими сферами заключается в том, что «устаревшая» серьёзная музыка, запечатлённая в нотах, переходит в разряд классики, которую можно затем исполнять и интерпретировать неограниченно долгое время: такова традиция и природа этого рода музыки. В джазе же дело обстоит несколько иначе: классикой могут стать — и становятся — определённые записи выдающихся музыкантов, но НЕ исполнение этой музыки последующими поколениями…
Артист джаза, который нашёл свою стихию, — новую, самобытную, порывающую со многими привычными представлениями о музыке, в частности — фортепианной, — такой артист изначально заслуживает одобрения или уж, по крайней мере, пристального внимания «джазовой общественности». Ведь без новаторства в искусстве начинается постепенный застой, приводящий к охлаждению интереса слушателей и зрителей, какими бы совершенными — технически и содержательно — ни были все последующие копии хорошо известного. Именно КОПИИ — вот что важно. Те, что заведомо хуже, слабее, вторичнее оригиналов. Те, что фактически отражают не чувства этих новых «воспроизводителей», а как бы — чувства своих великих предшественников…
Предыдущие выпуски колонки Александра Фишера:
По просьбе автора текст публикуется в авторской редакции.
Об авторе: трубач родился в Хабаровске, играл в оркестре Олега Лундстрема и в «Аллегро» Николая Левиновского. В дуэте с пианистом Даниилом Крамером выступал по всему СССР и в зарубежных странах. С 1993 г. живёт и работает в Вене (Австрия).
всё о джазе по-русски
· · ·
Авторская колонка Александра Фишера. Этот неистовый Сесил Тэйлор, в ленте: Полный Джаз 2.0
Комментариев нет:
Отправить комментарий